Ступени развития ребенка - Наши дети - Каталог статей - Психологический центр Лада

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши дети

Ступени развития ребенка

       

Ступени развития ребенка

 

     Родителям всегда хочется знать, благополучно ли идет развитие их ребенка? Все ли в порядке? Я думаю, что информация о этапах развития человека, которую разработал психолог Э. Эриксон, могла бы помочь ответить на волнующие вопросы.

     По мнению Э.Эриксона, развитие ребенка предполагает последовательное прохождение определенных стадий( или периодов). Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями. Но общее у всех то,что начинаются и заканчиваются этапы взросления переходными кризисами. В год, три, пять, семь, одиннадцать лет дети вдруг резко меняются и проблемы в их поведении обостряются.
     Проходя каждую ступень дети чему-то учатся, решают основную задачу данного периода, приобретают определенные качества личности.

 
   
  Первый период длится от рождения и до 1,5 года.


  Чему учится ребенок на этой ступени? Обычно главную роль в этот период играет мать. Основные потребности малыша(еда,тепло,контакты,движение) удовлетворяются с ее помощью. И от того как она это делает, зависит сформируется ли у ребенка базовое чувство доверия к миру или недоверия. Другими словами ребенок " решает", что мир в котором он оказался- хорошее место, в нем можно доверять людям и надеяться на лучшее или наоборот. А что такое следует делать маме? Называется это общей отзвычивостью матери на потребности ребенка. Мамы интуитивно, потому что "настроены" на своего малыша понимают его желания и потребности и так организуют среду, что бы эти желания выполнить.( он голоден, ему дают грудь, замерз- согревают, плачет- успокаивают, берут на ручки и т.д.) Происходит это потому, что мамы на время отодвигают на задний план собственные желания и главным центром их внимания становится ребенок. Таким образом создается " поддерживающее окружение", внутри которого ребенок защищен, не зная о том, что его защищают. Такой опыт для малыша принципиально важен для возникновения ощущения себя личностью.
     Если ребенок не получает отклика на свои потребности (кормят строго по часам, оставляют подолгу плакать одного в кроватке, мало обнимают, целуют или просто не разобравшись почему он плачет, чего он хочет пытаются его все  время накормить), то мир начинает восприниматься как нечто враждебное, от чего нужно учится защищаться и приспосабливаться. Базового доверия к миру не возникает. Становясь взрослыми эти люди жалуются на внутреннюю пустоту,у них часто нет своих интересов( живут, реализуя чужие потребности). Они пытаются постоянно контролировать себя и других, скорее взаимодействуют через интеллект, чем через чувства.
   Вопрос, который проверяют дети в этот период: могу ли доверять миру?

   Следующая стадия автономности длится от 1,5 до 3 лет.                                                        

    В это время ребенок стремится отделиться от родителей, действовать все более независимо и самостоятельно. Все чаще взрослые слышат: " Я сам" и "Нет".
   И если родители не поддерживают эти стремления, если ограничений слишком много (больше "нельзя" чем "можно"), то возникают трудности в поведении в виде капризов, плача, скандалов,проблем засыпания, приучения к туалету. Одновременно в этот период взрослые любя, но твердо устанавливают границы дозволенного поведения. И здесь особенно важен вклад отца.
   Когда ребенку удается сделать что- либо самостоятельно, он обретает чувство уверенности в себе, но если он терпит неудачу при самостоятельных попытках и его за это ругают, наказывают,называют неспособным, то он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах. А ведь поводов поругать в этом возрасте предостаточно( испачканная одежда, разбитая посуда и т.д) Так же стыд может появиться, если родители нетерпеливо и раздраженно делают за детей то,что те могут делать сами или наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сделать сами еще не в состоянии. К такому же результату приводят и чрезмерные требования к "правильности" поведения. ( " ты это делаешь неправильно, нужно делать вот так"). Получается, что на этой стадии ребенок учится управлять собственным поведением. Начинает развиваться такое качество как сила воли.
  Вопрос, который проверяет ребенок:" Я - Хороший ?"

3 стадия детской инициативы или пассивности и вины. От 3 до 5 лет.

    Чему учится ребенок на этой ступени?

Три года- поворотный момент в жизни ребенка. Сознание и его кругозор резко расширяются. Малыш старается понять,что он из себя представляет,что ему нравится,что нет? Игровая деятельность выходит на первый план.Дети могут играть часами,подражая действиям взрослых. В этот период взрослым важно поощрять инициативу ребенка, его желание активно познавать окружающий мир.

Вопрос на который отвечают в этом возрасте: «Как много я могу сделать?»

Родителям конечно же хочется,чтобы дети выросли  волевыми и целеустремленными. А ведь основы этих качеств закладываются в этот период.

Благодаря теплому эмоциональному отклику,поддержке ребенок убеждается в том,что может достигнуть поставленной цели и на многое способен.Он как бы примеряет на себя важное для дальнейшей жизни понятие»Могу- не могу».

Если в качестве оценки своей деятельности ребенок получает лишь критику и замечания, то активность его сменяется пассивностью и покорностью. Людей,которых не поддерживали в их начинаниях в пятилетнем возрасте, можно узнать  по тому,что у них «опускаются руки»перед любой трудной задачей. Они боятся проявлять инициативу,поскольку уверенны,что ничего не могут делать хорошо. А вот такими репликами и закрепляется это поведение: «Не лезь куда не следует», «Не трогай», «У тебя все равно не получится», «Тебя ни о чем нельзя попросить», «Ты занимаешься какой-то ерундой», «Давай лучше сделаю я»

Эти высказывания развивают у ребенка чувство вины за свою несостоятельность

и убежденность в том,что они ничего не способны сделать путного.

   Типичные проблемы этого периода: ночные кошмары,страх темноты,монстров, застенчивость,энурез,неумение соблюдать правила в игре.

   

   От 6 и примерно до 11 лет длится четвертая стадия умелости,компетентности или несостоятельности.

     Общество входит в жизнь ребенка, основное внимание переключается с дома на школу,на учебу. В этом возрасте ребенок начинает работать на «результат», учится объективно оценивать себя,сравнивая с другими. Одно из приобретений этого периода является умение получать радость от хорошо выполненной работы,умение доводить начатое дело до конца.

  Поощрение и поддержка взрослых (родителей и учителей)  в этот период особенно важны. Если ребенка поощряют мастерить,рукодельничать,осваивать новые навыки в спортивных, музыкальных,художественных сферах, доводить начатое дело до конца,хвалить за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенности в том,что он сможет освоить новое дело. Именно на этой стадии самая распространенная ошибка взрослых – это  стремление чрезмерно нагрузить ребенка. Кружки,секции,школы с углубленным изучением…При такой нагрузке ребенок не может быть успешен во всех сферах. Отсюда- потеря удовольствия от выполненного дела и вместо чувства состоятельности появляется чувство неполноценности и собственной неспособности,особенно  если сравнивают с кем-то более успешным.

 В этот период закладываются основы такого важного качества как трудолюбие.

Если ребенок чувствует себя компетентным,то он может быть трудолюбивым и создавать место для себя в этом мире.

 Во взрослой жизни сложности прохождения этой стадии проявляются в таком виде: повышенная критичность к себе и другим,нетерпимость,страх сделать ошибку,нездоровое чувство соперничества.

     Таким образом, вопрос, который ребенок проверяет в этот период:

«Способен ли я?»


Уважаемые родители! Если у Вас возникают какие-либо сложности или трудности, обращайтесь к нам, и мы вместе найдем ответы на все ваши вопросы.

Кийло Жанна


Категория: Наши дети | Добавил: Pantera (22.10.2012)
Просмотров: 1515 | Теги: родители и дети, этапы жизни ребенка, Детские страхи, застенчивость помощь психолога в Са
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]